Почему УО проигрывают суды о расчётах с РСО за поставленные ресурсы

Почему УО проигрывают суды о расчётах с РСО за поставленные ресурсы

Почему УО проигрывают суды о расчётах с РСО за поставленные ресурсы

Управляющая организация и РСО определяют порядок расчётов за коммунальные ресурсы в договоре ресурсоснабжения. Установленные правила не вызывают вопросов, пока дело не доходит до проверок ГЖИ и судебных процессов. Рассказываем о том, почему УО проигрывают подобные суды.

Порядок расчётов УО с РСО регулирует малоизвестный ПП РФ № 253

Согласно пп. «д» п. 4–1 ПП РФ № 1110, одним из важных стандартов управления многоквартирными домами является отсутствие у УО как исполнителя коммунальной услуги задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Данное требование отнесено к лицензионным, и его неоднократное нарушение влечёт за собой лишение УО лицензии (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).

Порядок перечисления исполнителями КУ в адрес ресурсоснабжающих организаций платы за коммунальный ресурс, предоставленный для предоставления коммунальных услуг жителям многоквартирных домов, закреплён в постановлении Правительства РФ от 25.03.2012 № 253.

Несмотря на то, что в п. 3 ПП РФ № 253 речь идёт о коммунальной услуге на общедомовые нужды, данное постановление применяется и к расчётам между УО и РСО за коммунальные ресурсы, предоставленные на содержание общего имущества дома (КР на СОИ). Соответствующие изменения в ПП РФ № 253 ещё не внесены.

Договором УО с РСО предусмотрен отличный от ПП РФ № 253 порядок перечисления платежей

Сроки перечисления средств, которые поступают в УО от потребителей за коммунальные услуги, в РСО устанавливаются согласно ПП РФ № 253 в том случае, если иной порядок не предусмотрен договором ресурсоснабжения (п. 3 ПП РФ № 253).

Если в договоре управления не прописаны сроки перечисления в РСО средств, поступивших в УО от жителей многоквартирного дома, то платежи перечисляются поставщику ресурсов не позднее одного рабочего дня, следующего за днём поступления платежей в управляющую организацию (п. 6 ПП РФ № 253).

При этом ежедневно платежи перечисляются лишь в том случае, если сумма поступивших в УО средств в счёт оплаты конкретного коммунального ресурса превысила 5 000 рублей (п. 7 ПП РФ № 253).

Если сумма таких поступлений составляет менее 5 000 рублей за рабочий день, то перечисление денег в РСО происходит по мере накопления минимального порога в 5 000 рублей, но не реже одного раза в пять рабочих дней. При этом в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрен иные минимальный размер ежедневного платежа или сроки его перечисления (п. 7 ПП РФ № 253).

УО перечисляет в РСО платежи с нарушением сроков ПП РФ № 253

Хотя в ПП РФ № 253 и оговорено, что УО и РСО могут договориться об ином порядке перечисления платежей населения за поставленные коммунальные услуги, суды, разбирая споры по данной теме, могут не принимать во внимание условия договора и ссылаться только на требования ПП РФ № 253. Поговорим об этом на примере судебного дела № А60-55164/2016.

В суд обратилась управляющая организация, которая получила от органа ГЖН предписания об устранении нарушений лицензионных требований в части несвоевременного перечисления в РСО средств, поступивших в УО от потребителей коммунальных услуг в четырёх многоквартирных домах Екатеринбурга.

Управляющая организация посчитала, что предписания незаконны, так как она соблюдает предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки перечисления поставщику ресурсов поступивших на её счета средств от жителей МКД. Согласно договору, УО обязана перечислять плату за ресурс не позднее 15 числа месяца, следующего за расчётным месяцем.

Поэтому она заключила договор с расчётно-кассовым центром, который принимал платежи от населения и перечислял их дважды месяц на счёт УО, а управляющая организация, в свою очередь, на следующий день после этого направляла средства в РСО.

Орган ГЖН в суде настаивал на правомерности своих действий, подкрепляя оспариваемое предписание результатами внеплановой проверки деятельности УО. Данные органа ГЖН доказывали, что управляющая организация при расчётах с РСО нарушала требования ПП РФ № 253.

Суд, рассмотрев материалы дела, пришёл к выводу, что надзорное ведомство правомерно выдало предписания, а УО действительно нарушила действующее законодательство, так как не перечисляла в РСО поступившие средства ежедневно, делая это лишь два раза в месяц.

Судья отметил, что деньги от УО поступают в ресурсоснабжающую организацию в сроки, отличные от установленных в п. п. 6, 7 ПП РФ № 253, и соответственно, УО не обеспечивает соответствие размера ежедневного платежа к перечислению в пользу РСО.

Суды первой и апелляционной инстанций отклонили иск управляющей организации и признали предписание ГЖИ соответствующим законодательству.

Сроки перечисления средств изменены для сумм свыше 5 000 рублей

К тому же решению пришёл суд и в аналогичном деле № А56-84809/2017: УО пыталась оспорить выданное ей органом ГЖН предписание об устранении нарушений требований ПП РФ № 253. Ведомство посчитало, что управляющая организация нарушает п. 7 ПП РФ № 253, не перечисляя сразу же поступившие на её счета платежи за ХВС в адрес поставщика ресурса.

Суд первой инстанции отметил, что в договоре ресурсоснабжения, который заключают между собой УО и РСО, может быть прописан иной минимальный порог перечислений платежей на счёт поставщика коммунального ресурса, менее 5 000 рублей, и иная периодичность перечисления средств потребителей. Но действует норма, изложенная в абз. 2 п. 7 ПП РФ № 253 только в том случае, когда сумма ежедневных поступлений не достигает 5 000 рублей.

Если потребители в день переводят на счёт УО средства за коммунальную услугу, общая сумма которых превышает 5 000 рублей или иной установленный договором минимальный порог, то стороны не имеют права устанавливать иную периодичность расчётов. Они обязаны следовать требованиям к расчётам, изложенным в п. 6 ПП РФ № 253: перечисление платежей не позднее рабочего дня, следующего за днём поступления денег на счёт УО.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд встали на сторону органа ГЖН, признав предписание об устранении нарушений законным.

УО неверно трактует нормы ПП РФ № 124

Рассмотрим ещё одно подобное дело – № А45-36119/2017, где суд опять согласился с позицией органа жилищного контроля в отношении приоритета ПП РФ № 253 над условиями заключённого договора ресурсоснабжения в порядке движения денежных средств от УО к РСО.

Управляющая организация подала иск в суд, чтобы оспорить предписание органа ГЖН. Она сослалась на то, что в договоре, который заключён с РСО, прописано условие оплаты поставленного ресурса до 15-го числа месяца, следующего за расчётным периодом. Эти сроки соответствуют п. 24 ПП РФ № 124.

Однако судья обратил внимание истца на то, что ПП РФ № 124 устанавливает порядок исполнения обязательств УО перед поставщиком ресурсов, а ПП РФ № 253 определяет порядок движения денежных средств между сторонами договора ресурсоснабжения.

Соответственно, исполнитель коммунальных услуг должен до 15-го числа оплатить РСО весь объём ресурса, поставленного в многоквартирный дом. В эту сумму войдут ежедневные платежи потребителей, которые исполнитель КУ перечисляет в РСО в соответствии с п. п. 6, 7 ПП РФ № 253.

Орган ГЖН доказал факт нарушения УО требований ПП РФ № 253

В деле № А45-22206/2017 судьи первой и апелляционной инстанций поддержали позицию управляющей организации, отменив предписание органа ГЖН. Надзорное ведомство требовало, чтобы УО устранила нарушения и перечисляла в РСО средства в сроки, указанные в п. п. 6, 7 ПП РФ № 253, а также погасила образовавшуюся перед поставщиком ресурса задолженность.

Управляющая организация в свою защиту ссылалась на условия заключённого с РСО договора, в котором оговорено перечисление платежей, поступивших от потребителей, до 15-го числа месяца, следующего за расчётным.

Судья, отменяя предписание, указал, что орган ГЖН не доказал факта нарушений, допущенных УО: нет указаний на периоды, когда совершалось нарушение, на даты, когда исполнитель КУ должен был перечислить в РСО платежи и в какой сумме и иные сведения. Поэтому предписание органа ГЖН было отменено, а апелляционная жалоба надзорного ведомства отклонена.

Запомнить

Случается, что между РСО и УО существует устная договорённость о том, что соблюдение сроков, указанных в ПП РФ № 253, необязательно при условии, что управляющая организация до 15-го числа оплачивает поставленный ресурс и не имеет текущих долгов. Этот срок расчётов прописывается и в договоре.

Но УО должна иметь в виду, что при возникновении судебных споров, а также при проверке органом ГЖН данная договорённость не будет иметь никакого значения. Как показывает практика:

  1. Надзорное ведомство и суд исходят из приоритета требований ПП РФ № 253 над условиями договора ресурсоснабжения.
  2. УО и РСО могут изменить сроки перечисления платежей поставщику только для сумм менее 5 000 рублей.

В иных случаях, если орган ГЖН сможет доказать несоблюдение порядка перечисления платежей населения от УО в РСО, то управляющая организация получит предписание об устранении нарушений. И суд встанет на сторону надзорного органа.

https://roskvartal.ru/dogovor-uk-s-rso/9840/pochemu-uo-proigryvayut-sudy-o-raschyetah-s-rso-za-postavlennye-resursy

Оставьте комментарий

Пролистать наверх